Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской
живописи получил широкое распространение как
самостоятельный
жанр. Одним из самых первых выделился цветочный
натюрморт в произведениях таких художников, как
Амброзиус Босхарт Старший и
Бальтасар ван дер Аст, и далее продолжал своё
развитие в роскошных натюрмортах Яна Давидса де Хема и
его последователей уже во второй половине XVII столетия.
Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в
особенностях быта голландского общества — традиции иметь
сады, загородные виллы или комнатные растения — а также
благоприятных природных условиях для развития
цветоводства.
Натюрморт (франц. nature morte, буквально - мёртвая
природа; англ. still life - неподвижная жизнь) - жанр изобразительного
искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме
неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой
природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым
обращенные в вещь, - рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение
живых, движущихся существ - насекомых, птиц, зверей, даже людей - может
иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По
сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых
предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к
структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.
Учебный
натюрморт
Учебный
натюрморт - постановка различных по цвету, форме,
структуре предметов, направленная на улучшение
восприятия материалов предметов молодыми художниками.
Учебные натюрморты бывают тематическими, жанровыми,
светлыми и темными, направленными на изучение той или
иной структуры материалов. Например постановка их 7
бутылок различных цветов и плотности стекла. Цель:
передать разницу материалов. Или Белая ваза с белым
цветком на белом фоне. Цель: уловить разницу белых
предметов и т.п.
Учёный натюрморт
Зародившийся в университетском
Лейдене жанр «учёного» натюрморта, получает название
«суета сует» или «memento
mori» и является наиболее интеллектуальным видом
натюрморта, требующим от зрителя знания Библии и
традиций религиозной символики (характерны картины
Питера Стенвейка и Давида Байли). Часто в натюрмортах
этого направления присутствуют иллюзионистские приемы,
создающие искусный обман зрения. В свою очередь
увлечение иллюзионистской передачей натуры привело к
возникновению особого вида натюрморта — так называемых
«обманок» (trompe l’œil). Такие натюрморты были
особенно распространены в середине XVII века и снискали
невероятную популярность в стране и за ее пределами
Цветочный
натюрморт
Начиная с 40-х
годов XVII века, натюрморт в голландской
живописи получил широкое распространение
как самостоятельный жанр. Одним из самых
первых выделился цветочный натюрморт в
произведениях таких художников, как
Амброзиус Босхарт Старший и Бальтасар
ван дер Аст, и далее продолжал своё
развитие в роскошных натюрмортах Яна
Давидса де Хема и его последователей уже
во второй половине XVII столетия.
Причины популярности цветочного
натюрморта можно найти в особенностях
быта голландского общества — традиции
иметь сады, загородные виллы или
комнатные растения — а также
благоприятных природных условиях для
развития цветоводства.
Часть статьи
Википедия